ПОЛКУ ДРАМАТУРГОВ ПРИБЫЛО
Человек он небезызвестный в
Удмуртии. Ставил спектакли в
любительском театре, готовил
рецензии для «Удмуртской
правды», вышел на пенсию и вроде
бы отдыхает. Вдруг взял и удивил
всех. Выпустил нехилую по объему
книжку из девяти собственных
пьес. Это Николай Александрович
ЧУВЫГИН, заслуженный работник
культуры России и Удмуртии.
О том, что он проявлял себя в
этом жанре, было известно.
Удмуртский национальный театр в
свое время поставил его комедию
«Канадский дядюшка». Четыре
пьесы Николая Александровича шли
в его собственной постановке в
народном театре Кизнерского
районного дома культуры
«Родники», которым он руководил
практически всю свою жизнь, хотя
давно уехал из родного поселка:
учился в Московском театральном
институте им. Луначарского,
потом работал в Ижевске в
«Удмуртской правде», в
министерствах народного
образования, культуры, в
Ижевском механическом институте,
в Доме культуры «Строитель».
Мне довелось видеть на
республиканском смотре
самодеятельного творчества его
постановку пьесы «Переполох в
Ольховке», видела и «Канадского
дядюшку». Интерес к комедии
понятен. Любили и любят сельские
зрители этот жанр, предпочитают
его и поклонники удмуртского
государственного драмтеатра.
Может быть, веселье на сцене с
неизменным хэппиэндом
компенсирует отсутствие
легкости, беззаботности и
перспектив в реальной жизни.
Действие комедий Чувыгина
происходит в советский период и
развивается на основе смешных
положений, ситуаций,
переодеваний, неузнаваний. Его
драматургия традиционна,
строится по законам «хорошо
сделанной пьесы», с сочными
народными характерами,
узнаваемыми бытовыми деталями.
Речь персонажей сдобрена шутками-прибаутками,
в ней перемешаны просторечия,
соленые выражения, пословицы и
поговорки, а рядом иностранные
слова, словарь интеллигентов.
Все это вместе вызывает ощущение
несбалансированной словесной
окрошки. Такова среда рядом
живут простые малообразованные
крестьяне из старшего поколения,
более подкованная молодежь,
работники культуры, артисты,
интеллигенция.
В своих комедиях Чувыгин идет
проверенным путем высмеивает
пороки. Конфликты всех трех пьес
строятся на желании героев
обогатиться не за счет
собственного труда, а за счет
счастливого случая (приезда
канадского дядюшки) либо
удачного замужества. Однако, как
водится, расчетливые простаки
оказываются обманутыми в своих
ожиданиях, а побеждают
влюбленные молодые люди.
Особняком стоят драмы.
Практически все они посвящены
Великой Отечественной войне.
Автор из поколения, пережившего
войну, хотя по возрасту и
недотянувшегося до шинели и
винтовки. Война незабываемая
общая боль для всей страны. В
любительском театре эти пьесы
ставились в связи с памятными
датами, посвященными Великой
Победе. Действие драмы «Жизнь
продолжается» происходит в
кизнерском удмуртском селе
Вишур, где живет эвакуированная
из Москвы врач Инна Петровна с
детьми. Вместе с простой
крестьянкой Василисой они ждут
своих сыновей, сражающихся на
фронте, с верой и надеждой
слушают военные сводки. Пьеса
заканчивается волнующим
эпилогом: погибшие приходят к
своим родным прощаться. Любящие
сердца отца и матери видят их,
не видимых другими. Их будут
вечно помнить. Эта последняя
пьеса автора отмечена особой
цельностью композиции, зрелостью
письма. Она достойна быть
поставленной на любой сцене.
Итак, полку драматургов в нашей
республике прибыло. Н. Чувыгину
не помешали ни болезнь, ни годы,
чтобы выпустить в свет в
издательстве «Удмуртия» сборник
«Прости меня, мама...» по
названию одной из пьес. Так
держать, Николай Александрович!
Желаем, чтобы и театры
любительские и профессиональные
заметили ваши лучшие пьесы и
взяли их в репертуар.
Нина ПУЗАНОВА.
Источник: Газета "Удмуртская
правда" №118 (24811)
30.09.2011г.
|