В Национальной библиотеке УР
прошла презентация книги
А.А. Шепталина «Сарапул».
Казалось бы, чему
удивляться. В мире - Гималаи
книг с громкими, пугающими,
привлекающими, порой
шокирующими заголовками,
особенно в наше
глобализирующееся,
системно-кризисное
безвременье. А тут -
Сарапул, не шибко известный
провинциальный «русский
город с тюркским именем на
финно-угорской земле», и еще
автор нарочито, даже
несколько старомодно
определяет содержание своей
книги: «Краткое собрание
известий и материалов о
былых временах, городских
обыкновениях, делах и
событиях, внимания
достойных, знаменитых
земляках и иных
достопамятностях».
И тем не менее, казалось бы,
негромкая презентация, даже
в очень неудачный для этого
летний период, «мертвый
сезон», привлекла много
народа. Большой читальный
зал был почти полон: пришли
читатели и почитатели автора
и этого жанра: краеведы,
ученые, художники,
композиторы, спонсоры книги,
прибыла довольно солидная
сарапульская делегация во
главе с мэром А.Ф. Наумовым.
Было очевидно, что
презентируется не обычная
книга.
Книга, как известно,
начинается с автора. Алексей
Александрович Шепталин -
уроженец Сарапула, окончил с
отличием исторический и
юридический факультеты УдГУ,
доцент кафедры этнологии и
регионоведения, один из
ярких, популярных
преподавателей университета,
лауреат Государственной
премии УР в области
литературы и искусства,
человек с активной жизненной
позицией, заместитель
председателя Общественной
палаты УР, многим
интересуется и много
путешествует. Это позволило
ему как бы заново открыть
свою малую родину, еще раз
увидеть свой родной Сарапул.
В сравнении.
По обыкновению краеведы
«ведают» своим краем,
дотошно собирают и знают
свою «местечковую» историю.
В данном случае все было
иначе. То, что Шепталин -
профессиональный
историк-этнограф,
культуролог, позволило ему
посмотреть на свой город не
только «изнутри», но и как
бы «со стороны». Он
описывает, анализирует
Сарапул как неотъемлемую
частицу, «жаркую кровинку»
российской, более того,
европейской истории. Здесь
все соотнесено, сопряжено и
совсем не случайно. Как
говорится, все срослось.
Прежде всего сам город
Сарапул - столица Среднего
Прикамья, одна из многих
культурологических клеточек
необъятной Евразии,
загадочно возникший и со
многими тайнами проживающий
в своей историко-культурной
судьбе. Одно имя чего стоит!
Сколько понаписано, а
Шепталин полагает, что свое
родоначалие Сарапул ведет от
красной царь-рыбы - тайменя.
И сколько таких авторских
догадок, предположений,
озарений - и не на пустом
месте, а, как говорится, в
контексте современной
истории, при взаимопроверке
самых разных источников.
Сарапул дождался своего
настоящего автора -
сарапульца. В XIX - XX вв.
это были А.И. Вештомов, Н.Н.
Блинов и А.А. Решетов. В XXI
в. - это А.А. Шепталин.
Такую книгу нельзя написать
по заказу, по договору, по
чьему-то велению (разве что
только по велению сердца) и
даже великому желанию. И его
мало. Необходимо еще большое
подвижничество, своего рода
исполнение сыновнего обета
и, конечно, много умения и
разумения, как говорится.
В обычных краеведческих
изданиях много и щедро
живописуется о выдающихся
достижениях земляков,
приводится много
всевозможной цифири, литров,
тонн, километров, высоты,
ширины, глубины и т.д. и
т.п. В книге Шепталина при
желании, наверное, все это
тоже можно отыскать. Но
гораздо больше внимания
здесь уделено главным
действующим лицам, главному
богатству города - людям.
Самым богатым, знатным,
выдающимся своими
удивительными достоинствами
и достижениями, а то и
вовсе, казалось бы,
неприметным, на которых
земля держится. Люди, лики,
лица -они проступают сквозь
тьму веков и становятся
нашими земляками, родными и
близкими. Факты, события,
явления - все, что случилось
и осталось в памяти,
документах, на страницах
газет и журналов. Около 400
страниц книги столь густо
«населены», на каждой
странице так много
всевозможной информации, от
фактика до события, и все
это так умело упаковано -
подано, что издание, не
претендуя на это, фактически
становится своеобразной
сарапульской энциклопедией.
И что примечательно, книге
очень повезло во всех
отношениях: и с автором, и с
художником (А.В. Фертиков -
один из лучших
художников-оформителей в
Удмуртии), и с издателями.
Издательство «Удмуртия»
может гордиться этим своим
изданием. Как говорят
философы, содержание должно
быть оформлено, а форма
должна быть содержательна.
Шепта-линский легкий,
художественный стиль подачи
материала прекрасно
поддержан богатейшим и
разнообразным иллюстративным
рядом. При господстве умной,
нестандартной мысли и
сочного, емкого
слова-образа.
И это при всем при том, что
работа над книгой шла очень
не просто (в поисках,
сомнениях и даже в
конфликтах и с самим собой,
и автора с художником) и
довольно долго. Но, как едко
заметил К. Маркс, которого,
кажется, вновь стало модно
цитировать (ах моды, что вы
делаете, особенно в
обществоведении?..):
«Порядочная женщина раньше 9
месяцев не рожает». При
рождении любого «настоящего
дела должны пройти свои
девять месяцев». В этой
книге чувствуется, что она
создавалась с большой
любовью и несуетно, Здесь
все продумано: от
хронологической таблицы до
разделов и подразделов,
вспомогательных пояснений,
словариков и завершающего
заключения на английском
языке.
Итак, книга родилась...в
2007 году. И разошлась, как
горячие пирожки. Что ж,
можно поздравить Сарапул с
умной книгой. Видимо, совсем
не случайно именно А.А.
Шепталин, автор русского
текста Государственного
гимна УР, воспел гимн своему
родному Сарапулу. Теперь
книга о Сарапуле уже живет
своей жизнью. Кто ее еще не
читал, тому просто можно
позавидовать, ведь ему
предстоит такое
удовольствие. Каждый нырнет
в нее настолько, насколько
хватит сил, времени и
интеллектуального дыхания.
А автору - не позавидуешь.
Он обещал и уже работает над
2-м томом «Сарапула»,
посвященным советской эпохе.
Кажется, это совсем рядом от
нас по времени, но как
сложно честно разобраться во
всем. Да и планка очень
высоко поднята автором. Тем
интереснее его задача.
Ждем.